Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Цикл статей "Тренды современного HR". HR-прогнозы, которые превратились в HR-тренды


Автор: Марина Литвинова

Читали ли вы книгу "Рабочее место: 2020 год: как инновационные компании привлекают, развивают и удерживают своих сотрудников”? На английском языке  “The 2020 Workplace: How Innovative Companies Attract, Develop, and Keep Tomorrow's Employees Today” была опубликована в 2010 году. Ее основные идеи можно посмотреть в презентации.


Если отталкиваться от оригинального названия, то речь идет о том, что делают компании уже сейчас для привлечения, развития и удержания своих будущих сотрудников. Авторы книги акцентируют внимание читателей на том, что только инновационная компания сможет стать работодателем для наиболее успешных и талантливых специалистов. И подробно рассказывают, что для этого нужно сделать в настоящем времени, не ожидая наступления 2020 года, когда все HR-ожидания будущего станут реальностью.


Давайте оглянемся на прогнозы, сделанные несколько лет назад и проанализируем, похоже ли рабочее место современного человека на то, которое ожидают увидеть в 2020? Движемся ли мы в этом направлении или что-то поменялось?

HR-ПРОГНОЗЫ 2010 ГОДА


Знаете, что прогнозировали авторы “The 2020 Workplace”, опираясь на богатый опыт в HR-сфере и исследования среди сотрудников и их работодателей? Они говорили о том, что:
  • главной особенностью рабочего места-2020 станет совместная работа представителей пяти поколений, имеющих различные принципы, ценности и ожидания,
  • большинство рабочих мест займут представители поколения Y, родившиеся в 1977-1997 годах; они принесут с собой новые социальные навыки работы и новое отношение к жизни,
  • сотрудники будут требовать инновационного творческого подхода к трудовым взаимоотношениям,
  • начнется настоящая борьба за талантливых сотрудников, которые будут предъявлять высокие требования к месту своей работы,
  • современные технологии предоставят возможность совместной работы над проектами, независимо от местонахождения их участников.


Каким же станет рабочее место-2020? Среди прогнозов можно выделить такие:
  • репутационный капитал специалиста будет оказывать значительное влияние при найме на работу и продвижении по карьерной лестнице,
  • мобильные устройства станут офисом, тренинговой комнатой и персональным помощником,
  • рекрутинг будет начинаться на сайтах социальных сетей,
  • возможность работать независимо от места расположения сотрудника приведет к переосмыслению понятия офиса,
  • обязательным требованием к топ-менеджменту будет ведение собственного блога,
  • в корпоративном обучении будут активно использоваться видеоигры, инструменты социальных сетей и геймификация,
  • новый образ мышления делового человека будет предполагать социальную вовлеченность и умение постоянно учиться,
  • от аутсорсинга мы перейдем к краудсорсингу для генерации творческих идей группой людей и последующей оценки,
  • лавирование между работой и личной жизнью сменится поиском баланса этих двух сфер,
  • границы между маркетингом, коммуникациями и обучением будут стираться.


Также в книге описаны 10 факторов, которые окажут наиболее сильное воздействие на HR-сферу:
  1. Смещения в демографии рабочей силы повлекут за собой возникновение вопросов возраста, пола и этнической принадлежности сотрудников (тут стоит учесть, что авторы ориентировались на американский рынок),
  2. Возникнет потребность в “концептуальных навыках”: слушать, анализировать, принимать решения, выстраивать отношения, в том числе в удаленном взаимодействии.
  3. Роль иерархических отношений в бизнесе упадет и повысится актуальность виртуального, дистанционного и проектного сотрудничества.
  4. Увеличится потребность компаний в специалистах, способных уверенно и безопасно управлять большими массивами данных.
  5. Мобильные технологии станут основным способом использования интернет-ресурсов. Мобильные приложения будут применять для корпоративного обучения.
  6. Границы между работой и досугом станут более размытыми. Социально активные специалисты будут постоянно находиться на связи (в книге для описание этого состояния используется термин “гиперподключенность”).
  7. В корпоративной среде возникнут сообщества сотрудников и клиентов для обмена идеями, улучшения коммуникаций и совместного принятия решений.
  8. Будет активно развиваться социальное обучение, для которого характерно получение постоянной обратной связи и эффективное вовлечение сотрудников в процесс обучения с помощью социальных и игровых элементов.
  9. Корпоративная социальная ответственность станет одним из главных трендов для многих преуспевающих компаний, которые включат в свою стратегию социальные, экологические и этические аспекты.
  10. Поколение Y, представители которой займут большинство рабочих мест к 2020 году, будут ожидать от своих работодателей возможностей использовать привычные для них инструменты для социального взаимодействия и удаленного сотрудничества.


Авторы книги уже в 2010 году рекомендовали компаниям, которые хотят развиваться в ногу со временем, начать разработку внутренней корпоративной социальной сети, использовать социальные инструменты для обучения сотрудников, задуматься о формировании бренда и долгосрочной репутации компании, а также о пересмотре принципов отбора талантливых специалистов.


HR-ТРЕНДЫ 2017


Сейчас, в 2017 году, все эти прогнозы кажутся очевидными, не правда ли?


Мы с вами можем наблюдать за тем, как мобильные технологии вплетаются в нашу жизнь, привнося с собой изменения в общении с друзьями и коллегами, в отношениях с работодателем и в способах получения новых знаний.


Возрастает значимость непрерывного обучения и получения новых навыков в динамично меняющемся мире. Одним из способов формирования культуры обучения и развития сотрудников становится внедрение баз знаний и формирование сообществ практиков.


Компании перестраивают иерархические структуры управления в плоскость проектного управления и совместной работы. Наиболее успешные организации нацеливаются на поиск и удержание талантливых специалистов.


Сегодняшние сотрудники ожидают не только карьерного роста и достойной оплаты труда, но и комфортных высокотехнологичных условий работы. Фрилансеры и удаленные эксперты работают в компаниях наравне с офисными сотрудниками.


Аналитика формирует свою сферу влияния для построения эффективных бизнес- и HR-процессов. Ежегодная оценка эффективности персонала становится неактуальной из-за слишком растянутого во времени периоде ее проведения. Для быстрого принятия решений необходима постоянная обратная связь и автоматизация процессов.


Можно также отметить увеличение числа социальных проектов, которые организуются как внутри компании, так и вовне, задействуя существующих и потенциальных клиентов.


Что касается теории поколений, то ее популярность несколько снизилась за последнее время на фоне более существенных изменений, затронувших HR-сферу. Интересное развитие наблюдается на стыке сфер маркетинга и обучения.


В целом, можно отметить, что рассмотренные HR-прогнозы действительно превращаются в HR-тренды, которые уже сейчас применяют в своей деятельности инновационные компании.

Как именно это происходит, мы рассмотрим в цикле публикаций по материалам исследования компании Deloitte “2017 Global Human Capital Trends”. Следите за обновлениями в блоге “Технологии e-learning” и в группе WebSoft на Facebook.

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации