Цикл статей “Управление знаниями”. 4. Безопасность информации в базе знаний.
Автор: Марина Литвинова
Часто может возникать вопрос о том, как сохранить накопленную информацию в базе знаний и не допустить ее оттока, например, в компанию-конкурента через уволившегося сотрудника.
С одной стороны, в функционале LMS есть возможность ограничить доступ к особо важным и ценным знаниям, составляющим информационную или коммерческую тайну. Для этого можно, например, сделать защиту от записи и загрузки файлов, предоставить ограниченный доступ к определенным материалам или разделам или организовать мобильную версию базы знаний с помощью реплики основного ресурса.
С другой стороны, в современном мире знания больше не являются ключевым фактором успеха компании. Значение имеют не сами знания, а их движение и использование в компании: то, каким образом они применяются, какими людьми, что нового они могут создавать, как могут изменить и улучшить бизнес-процессы.
Сейчас компании могут продавать свой информационный продукт с открытым кодом, что дает возможность вносить в него изменения самостоятельно или с привлечением экспертов. Есть примеры, когда банки обучают своих клиентов, раскрывая для них принципы финансовой грамотности, а фармацевтические организации разрабатывают курсы по первой медицинской помощи и особенности применения различных лекарственных препаратов. У компаний из одной сферы деятельности могут быть похожие технологии, и при этом кто-то более успешен, а кто-то менее.
Как видите, само наличие информации у компании не является ценностью или преимуществом. Более того, современный мир с различных сторон демонстрирует готовность делиться накопленными знаниями.
Поэтому, конечно, к доступу к информации в базе знаний нужно отнестись внимательно. И в тоже время, нет смысла держаться за накопленный багаж, ведь его ценность не в наличии, а в использовании, обмене и генерации новых знаний. А без всех этих возможностей, обычная, хоть и строго засекреченная, библиотека информационных ресурсов, будет бесполезна.
От темы безопасности информации в базе знаний можно логично переходить к управлению талантами, то есть к взаимодействию с людьми, которые преобразуют информацию в реальные проекты и совершенствуют бизнес-процессы в компании. И это будет логичным развитием e-learning проекта от LMS к TMS (talent management system).
Книги по управлению знаниями:
- Питер Сенге “Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации”
- Питер Сенге “Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций”
- И. Нонаки и Х. Такэути «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах»
КЕЙС: База знаний в ПочтаБанк (презентация, видео с конференции “Е-Практика”)