Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Стандарты электронного обучения


Если мы занимаемся электронным обучением, нам необходимо разбираться, как оно устроено изнутри.
Одна из самых важных, составляющих eLearning - это стандарты.
Нужны ли они? Если да, то для чего? Что такое SCORM? Какие еще бывают стандарты? Сколько их и чем они отличаются друг от друга? Как совершить выбор, в каком стандарте разрабатывать курс?

На все эти вопросы нужно уметь отвечать тем, кто имеет дело с электронным обучением.

“Нужны ли стандарты?”
Если представить, что к вам пришел подрядчик, который предлагает некий уникальный формат электронного обучения, то вам стоит задуматься и оценить, зачем он это делает, и какие риски для вас могут быть при таком решении. Ведь в этом случае вы станете полностью зависимы именно от этого конкретного формата, а следовательно и подрядчика: все изменения, которые вам захочется внести, вы сможете сделать только с ним. Насколько такая работа приведет к желаемому результату неизвестно, но то, что она может привести к непрерывной оплате все возрастающих счетов - вполне вероятно. Поэтому, с моей точки зрения, стандарты необходимы.

Итак, для чего нужны стандарты?

-        можно повторно использовать контент
-        можно использовать разные системы и менять их без риска потерять весь контент
-        использование стандартов означает возможность конкуренции между поставщиками и форматами контента
-        использование стандартов сокращает затраты для всех участников процесса


Существует несколько основных видов стандартов электронного обучения.
Постараюсь немного осветить историю их возникновения.
Мы все сегодня пользуемся западными разработками. Электронное обучение на западе - это действительно гигантский рынок с огромными бюджетами и огромным количеством подрядчиков. Самый большой заказчик eLearning - министерство обороны Соединенных Штатов. И американское министерство обороны имеет непосредственное отношение к разработке стандартов электронного обучения - оно учредило организацию, которая начала этим заниматься - это ADL, Advanced Distributed Learning. Именно им принадлежит разработка наиболее известного у нас стандарта SCORM (Sharable Content Object Reference Model).

Если попробовать проследить схему эволюции стандартов обучения, она будет выглядеть так:





В 2013 году на базе SCORM был создан стандарт xAPI.
Благодаря еще одной американской компании - AICC (Aviation Industry CBT Committee) в 2016 году появился стандарт CMI5. Он опирается на xAPI - использует xAPI как технологии транспорта и хранения данных. По логике CMI5 на самом деле - логическое развитие SCORM:



Что определяет стандарт?

  1. способ упаковки контента
  2. способ обмена данными между хранилищем данных (LMS, LRS) и учебной активностью / контентом
  3. состав передаваемых данных
  4. способ запуска контента / учебной активности

Далее - сравнительная таблица, по которой можно сравнить технические характеристики стандартов по каждому из этих критериев:



Давайте посмотрим, как работают стандарты AICC, SCORM:
  1. контент импортируется в LMS
  2. в LMS формируется учебная сессия
  3. LMS запускает учебный контент, передавая ему данные о пользователе и сессии
  4. контент передает данные в LMS по протоколу обмена

У стандарта SCORM есть свои недостатки:

-        контент и LMS должны быть в одном домене безопасности
-        предназначен для использования в браузере (JavaScript)
-        не очень высокий уровень безопасности
-        учет только формального электронного обучения

Как эти проблемы решаются в стандарте xAPI?
Стандарт xAPI работает по такой схеме:

  1. обучаемый выполняет учебную активность в некой системе
  2. система (Activity provider) передает данные в LRS (Learning Record Store)
  3. система управления обучением (LMS) может забрать данные из LRS

Как устроен xAPI?

-        произвольные учебные активности (Statement) отправляются системой (AP - Activity Provider) в систему учета активностей (LRS - Learning Record Store)
-        учебные активности можно как писать в LRS, так и извлекать из нее
-        нет ограничений по видам активностей, их структуре, способу генерации


xAPI, таким образом, обладает существенными преимуществами:

-        можно использовать любые формы обучения - тренажеры, работа на реальном оборудовании, работа в информационных системах, активности в режиме реального времени, мобильные приложения
-        можно отправлять данные по активностям, пройденным в offline режиме
-        произвольные данные без ограничений по степени детализации

Но у этого стандарта есть свои ограничения.
Проблемы xAPI:
-        это только транспорт данных и технология хранения
-        слишком гибкий - под каждый statement нужна своя логика обработки
-        нет требований к последовательности активностей, которые передает контент
-        нет полноценного стандарта упаковки и запуска контента


Нужно понимать, что xAPI не замена SCORM. Как альтернативу (развитие) SCORM можно рассматривать CMI5.
Почему? Посмотрим, какими главными преимуществами CMI5 обладает по сравнению со SCORM:



Схема работы по стандарту CMI5:

  1. структура контента импортируется в LMS
  2. в LMS формируется учебная сессия
  3. LMS запускает учебный контент, передавая ему данные о пользователе и сессии
  4. контент передает данные в LRS по протоколу xAPI

LMS, поддерживающая CMI5, должна иметь встроенную LRS или очень тесную интеграцию с LRS.

_________________________

LMS vs LRS

LMS (Learning Management System) - автоматизированная система, управляет назначениями, рекомендациями, есть бизнес-логика обработки данных

LRS (Learning Record Store) -  база данных учебных активностей. Нет автоматизации учебного процесса, нет бизнес-логики обработки данных.
LMS может включать в себя LRS.

Как решить, что вам нужно - LMS или LRS?
Если нужно только учитывать результаты обучения и анализировать эти результаты - это LRS.
Если существует бизнес-процесс обучения, которым нужно управлять:
-        назначать и переназначать,
-        формировать группы,
-        строить адаптивные программы,
-        проводить повторное обучение по итогам предыдущего,
-        комбинировать разные способы обучения, -
значит, нужна LMS.
_________________________

Мы с вами коротко посмотрели несколько существующих на сегодня стандартов. Чтобы с ними разобраться и понять, какой из них подойдет вам, будет удобным, какой будет наилучшим образом соответствовать вашим задачам - в них нужно попробовать поработать самим.
Как это сделать?
Способы попробовать xAPI/CMI5:
-        авторские средства с поддержкой xAPI: iSpring, Articulate Storyline, Adobe Captivate
-        авторское средство с поддержкой CMI5: iSpring
-        условно бесплатная LRS: http://cloud.scorm.com
-        условно бесплатная LRS: WT 3.5 DEMO (июль 2018)
-        бесплатная LRS ( для тех, у кого есть WebTutor): WT 3.5















Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?