Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Адаптивное обучение: мифы и реальность

Есть три наиболее часто встречающихся мифа в e-learning сфере о том, что же такое адаптивное обучение. Это сложный процесс, поэтому его рассматривают с разных сторон и пробуют реализовать насколько понимают и технически могут. В связи с этим возникает ряд мифов.

Если ниже обнаружите, что ваш новый проект по адаптивному обучению на самом деле таковым не является, не расстраивайтесь. В любом случае, вы одними из первых пробуете применить этот тренд и встроить в систему обучения, а это уже большое достижение.


1. Разветвленные сценарии в онлайн-курсе делают его адаптивным?

Если курс разделен вводным тестированием или с помощью разветвленного сценария на контент для опытных и новичков, “профи” и “чайников” это все еще не адаптивный курс. Заранее подготовленный контент не сможет учесть опыт, индивидуальный багаж знаний и имеющиеся пробелы в них, темп обучения, предпочтения в формате подаче. Не сможет спрогнозировать и дальнейшие потребности в освоении новых навыков, необходимых для работы.

Даже если вы предусмотрели сложные сценарий внутри курса, которые позволяют учащемуся какой-то элемент контента пропустить или выбрать из нескольких форматов одного и того же контента более удобный, это еще не говорит об адаптивности.

Ветвление определяет готовые сценарии - траектории обучения, которые заранее выстроены разработчиком этого контента и не учитывают успехи или неудачи конкретного учащегося в процессе обучения, не подстраиваются именно под него, не прогнозируются будущие потребности в новых знаниях и навыках.

Плюс в том, что этот подход уже помогает сократить время на обучение и увеличить мотивацию за счет того, что человек осваивает только то нужные ему фрагменты контента.


2. Обучение по профилю должности, опыту работы и уровню знаний  - адаптивное?

Если обучение учитывает только должность сотрудника, его опыт и начальный уровень знаний по теме, то это еще не адаптивность. Программы обучения для массовых профессий (продавцы, специалисты call-центра) не подстраивается под особенности каждого из учащихся в процессе изучения материала.

Плюс в том, что подобное сегментирование дает начальное понимание того, что обучение должно быть персонализировано.


3. Если встроить в LMS технологию рекомендаций контента это будет адаптивное?

В корпоративном секторе активно развивается направление самообучения: в LMS размещают курсы по психологии, книги по личностному росту, видео-ролики о здоровом образе жизни. Стараясь подстроиться под своего потребителя, учебные порталы обрастают сетями рекомендаций подобно Youtube, Amazon, Netflix.

LMS может посоветовать изучить контент, который близок к интересующим вас темам, одобрен коллегами, экспертами или дополнит ваши пробелы в знаниях, зафиксированные пройденным тестом. Это индивидуальный подход к контенту, хотя все еще не адаптивный. Да, тут уже можно использовать статистику пройденного обучения конкретного сотрудника, его коллег на той же должности, рейтинги контента, но это лишь более прицельный подход к профильному обучению.

В новом отчете от Deloitte 2018 много говорится о значении опыта сотрудника и даже новый вид LMS называют платформами опыта - experience platforms, которые действительно смогут адаптировать контент под конкретного учащегося и выстроить его персональную траекторию обучения. Кстати, там же говорится и о micro-learning platforms. Отчет можно скачать тут.


Есть еще миф о том, что адаптивным обучение можно считать предварительную оценку знаний, умений, навыков сотрудников с последующим формированием индивидуальных траекторий обучения.

Такой подход исключает ненужное обучение, повторное прохождение уже знакомого материала. Для адаптивности тут не хватает постоянного обновления данных об учащихся, возможностей гибко перестраивать обучение и прогнозировать будущие потребности. Хотя сама по себе процедура оценки знаний и навыков в непрерывном режиме, с учетом профессионального развития сотрудника и стратегических задаче компании, может стать основной для построения адаптивного обучения.


И, конечно, существует миф, характерный для многих новых тенденций: в будущем не будет тренингов, вебинаров, курсов, а только адаптивное обучение.

Если бы к каждому сотруднику мы могли прикрепить автоматизированного персонального преподавателя, ментора, наставника, коуча, это было бы замечательно. Но стоит соизмерять затраты и преследуемые цели.

Адаптивный подход позволяет переосмыслить обучение, посмотреть с другой стороны на ставшие привычными электронные курсы, но он не исключает использование других форматов и инструментов. Для одних учебных задач оптимально подойдут базы знаний и онлайн-справочников, для других целесообразно будет провести вебинар, а для третьих нужно провести очное мероприятие. Если все это отвечает принципам непрерывности и гибкости обучения, то такие форматы по-прежнему будут актуальны и смогут сосуществовать рядом с адаптивными траекториями.

Так как восприятие адаптивности рынком онлайн-обучения находится в динамическом состоянии, то и мифы со временем могут исчезнуть или, наоборот, подтвердиться. Данный пост написан с опорой на зарубежный источник и анализ текущей ситуации на рынке e-learning в России.

Реальность же такова, что для многих компаний организация полноценного адаптивного обучения будет новым серьезным проектом. И для того, чтобы прийти к его реализации, понять новую стратегию непрерывного обучения, найти аргументы для бюджета, нужно на чем-то потренироваться. В следующей статье мы посмотрим на пять шагов для перехода корпоративной LMS к адаптивности.

Проверим, что запомнилось?
  1. Разветвленные сценарии в электронном курсе, сеть рекомендаций на учебном портале и программы обучения по профилю должности нельзя отнести к адаптивности. 
  2. Настоящая адаптивность должна учитывать индивидуальные особенности учащегося, его базу знаний и пробелы в них, а также изменять учебные траектории в ходе обучения и прогнозировать будущие потребности. 
  3. Сегодняшние мифы о том, что есть адаптивное обучение, а что таковым не является, могут в будущем измениться. 
Предыдущие статьи этого цикла публикаций:

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации