Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Переходим от классической СДО к системе управления знаниями

Новостью о том, что управление знаниями - это современный тренд, опытного специалиста e-learning уже не удивишь. Поэтому не будем рассказывать о том, как это классно и когда это нужно. Рассмотрим сразу практический кейс компании, в которой успешно произошел переход от СДО к системе управления знаниями.

Когда возникает потребность в системе управления знаниями?

Представьте себе компанию, в которой достаточно долго развивается направление электронного обучения. Есть классическая СДО, настроенный корпоративный портал, статистика, курсы, тесты, книги, вебинары. Бизнес-подразделения компании постоянно генерируют запросы на обучение своих сотрудников. В ответ на эти запросы разрабатываются все новые электронные курсы и постоянно обновляются существующие материалы. Учебного контента в СДО становится очень много. С одной стороны, это замечательно, когда в компании есть такая большая база знаний. С другой стороны, важно, чтобы СДО не превратилась в тяжелую неповоротливую систему с огромной массой электронного контента и проблемами в быстрой доставке знаний. Ведь ключевой момент электронного обучения в том чтобы предоставить качественные и оперативные знания: “нужную информацию в нужное время и в нужное место”. 

В подобной ситуации оказалась компания Спортмастер, в которой произошел переход от классической СДО в виде генерации и накопления нового контента к системе управления знаниями. Вся система построена из модулей WebTutor. Проанализировав основные бизнес-процессы, компания перешла к методике формирования точечных знаний и навыков, которая легла в основу систему управления знаниями.

Система управления знаниями - это своеобразная траектория обучения для каждого сотрудника. Для того, чтобы сделать ее удобной и эффективной, важно понимать, какие форматы наиболее подходящие для конкретной задачи и для конкретной компании. И дополнить приоритетный формат другими учебными ресурсами. Например, в Спортмастере сделали акцент на вебинарах, которые проводят с помощью “Виртуального класса”. И также соединили формализованное и неформализованное знание в одном модуле: т.е. используют не только электронную книгу, например, а вебинар (онлайн-лекция + онлайн-консультация); не только электронный курс, а обучающий видеофильм длиной примерно 10-15 минут. Когда соединяется и то, и другое, получается достаточно эффективно. На выбор сотруднику дается несколько ресурсов. Использование фильмов показало высокую эффективность. В компании снимают обучающее видео самостоятельно с использованием в качестве «актеров» их же сотрудников – это, во-первых, экономит ресурсы, во-вторых, выглядит более реально и понятно, чем «глянцевый» рекламный ролик. 


Методика формирования точечных знаний и навыков как основа системы управления знаниями.

ШАГ 1. Выделить ключевые бизнес-процессы.
ШАГ 2. В бизнес-процессах выделить важнейшие модули.
ШАГ 3. Провести анализ бизнес-процессов по этапам. 
ШАГ 4. На основе анализа сформировать тематики обучающих мероприятий (например, темы вебинаров и рабочих тренингов на месяц).
ШАГ 5. Получить матрицу наполнения знаниями. 


Как сделать систему управления знаниями удобной?

Обучение должно подстраиваться под конкретного сотрудника и его индивидуальные особенности:
- кому-то удобнее прослушать вебинар, 
- кому-то - посмотреть видео-фильм, 
- кому-то - пройти традиционный курс, 
а иногда необходимо все это сразу. 

Для того, чтобы грамотно разработать обучающие материалы, понадобится помощь линейных руководителей в формировании учебных модулей и подборе оптимальных форматов учебных ресурсов.

Например, в компании Спортмастер приняли такое соотношение форматов учебных ресурсов в системе управления знаниями:
- 45% - вебинары,
- 30% - электронные курсы,
- 20% - электронные книги,
- 5% - видеофильмы.

Как эффективно сочетать форматы учебных мероприятий в системе управления знаниями?


Практические советы по реализации комплексной системы вебинаров в WebTutor.

Преимущества вебинаров:
- экономично и эффективно (при грамотном подходе),
- позволяют охватить большую целевую аудиторию,
- участники могут сразу задать вопросы и получить обратную связь.

Технические рекомендации:
- рекомендуемая мощность сервера виртуального класса (кол-во ядер CPU – 8, объем памяти RAM – 32 Гб, размер дискового пространства – 300 Гб), 
- рекомендуемая мощность сервера баз данных (кол-во ядер CPU – 8, объем памяти RAM – 32 Гб, размер дискового пространства – 500 Гб),
- рекомендуемая пропускная способность каналов – не менее 1 Мбит/с.

Организационные рекомендации:
- планируйте расписание вебинаров заблаговременно, 
- распределяйте время проведения вебинаров (одновременно не более 2-3 вебинаров), 
- ограничивайте максимальное количество участников (одновременно не более 500 человек),
- оптимизируйте продолжительность каждого вебинара (от 30 до 60 минут, максимально – 1,5 часа), 
- сокращайте до минимума использование видеоканала при максимальном количестве участников.

Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации