Автоматизация: верхний уровень бизнес-процесса в схемах – основные принципы

Недавно мне нужно было лаконично и понятно объяснить основные принципы определения верхнего уровня бизнес-процесса под автоматизацию:
  • Что описывает верхний уровень?
  • Как определить верхний уровень процесса?
  • Из каких этапов, действий состоит верхний уровень?
  • Из какого количества этапов, действий состоит верхний уровень?
Четких инструкций не существует. И причина тому вовсе не слабая база исследований в этой области или новизна темы. Тема описания бизнес-процессов, структурирования деятельности организации и управления с точки зрения регламентации вовсе не нова – это целое направление бизнес-аналитики.

В своей деятельности по описанию бизнес-процессов для разработки процессных электронных курсов мы постоянно сталкиваемся с необходимостью структурирования и описания верхних уровней процессов наших заказчиков – руководителей функциональных подразделений: это результат наших установочных встреч. Но как формализовать наш принцип работы?
Почитав литературу по написанию бизнес-процессов (рекомендую книгу «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление» Владимира Репина, Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва 2013), сформулировала для себя три принципа определения верхнего уровня процесса:
  1. Зона автоматизации должна иметь четкие границы
  2. Описание верхнего уровня должно быть достаточным для понимания всего процесса в целом без детализации
  3. Процесс должен содержать четкую последовательность действий
Уровень бизнес-процесс организации достаточно условен: все зависит от угла зрения и уровня зрения, если так можно выразиться. Если рассматривать бизнес-процесс всей организации, основной процесс ценности, то верхней уровень функции умещается в один «квадратик» с названием самой функции, а операционный уровень, который бы раскрывал бы суть работы функции, оказался бы где-то на третьем-четвертом уровне детализации бизнес-процесса всей организации (а то и глубже). Если цель описания функционального бизнес-процесса под автоматизацию именно этой функции, то имеет смысл этот 3-4 (а то и глубже) уровень и считать верхнем уровнем бизнес-процесса функции. Тогда при выборе такого «верхнего уровня» стоит руководствоваться этими тремя принципами.
Всегда Ваша,
Денисова Елена,

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Webtutor 3.5

Стандарты электронного обучения