Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Вебинары в корпоративном обучении: экономично и эффективно (опыт применения)


На различных ресурсах, посвященных электронному обучению, практически ничего не говорится о вебинарах. А если и говорится, то только вскользь: вебинар он и есть вебинар, хорошая штука, чего о нем ещё говорить-то.  Незаслуженно обделенные вниманием, но не ставшие от этого менее эффективными, вебинары могут активно применяться  в корпоративном обучении. В нынешних условиях оптимизации расходов на обучение вебинары являются очень экономичным и весьма качественным  средством для оперативного доведения знаний до сотрудников, особенно для масштабных территориально-распределенных компаний. 
С учетом того, что в нашей компании вебинары составляют не менее 30% от общего объема обучения в СДО и есть уже трехлетний опыт активного их использования, поделюсь своими мыслями. Будут они касаться форм применения вебинаров в практике корпоративного обучения. Чтобы не было терминологической путаницы, сразу поясню: под вебинарами будем понимать любые виды учебных занятий в режиме онлайн.

Формы применения вебинаров условно можно разделить на 5 групп:

1. Онлайн-лекция или онлайн-семинар. Классическая форма вебинара, которая проводится преподавателем или специалистом соответствующего профиля. Не буду здесь говорить о методических аспектах в подготовке и проведению вебинаров, ибо это отдельная тема для разговора. Скажу лишь о продолжительности таких вебинаров. Практика показала, что наиболее оптимальной является продолжительность вебинара от 30 минут до 1 часа. В нашей СДО в рамках программы подготовки специалистов на новые должности проводятся часовые вебинары (по отдельным сложным темам – максимально 1,5 часа); в рамках программы повышения квалификации («точечные» знания) – получасовые вебинары.

2. Онлайн-консультация эксперта. Конечно, эту форму сложно назвать вебинаром в классическом его понимании. Но, учитывая, что для реализации этой формы мы используем стандартные средства для проведения вебинаров (модуль «Виртуальный класс»), то с определенными оговорками отнесем онлайн-консультацию к вебинарам. И эта форма обучения очень востребована персоналом. Мы много говорим о необходимости получения и закрепления неформализованных знаний, но часто это остается лишь декларациями. Так вот проведение таких онлайн-консультаций не что иное, как извлечение неформализованных знаний и их фиксация в виде вопросов-ответов в электронной базе знаний. Никакой, даже самый лучший регламент, не сможет учесть все практические нюансы бизнес-процессов, и здесь роль эксперта в донесении неформализованных знаний, помогающих персоналу решать конкретные практические вопросы, просто неоценима. Мы стараемся увеличивать количество таких онлайн-консультаций. Например, в рамках программы подготовки специалистов на новые должности после каждого тематического блока в СДО обязательно проводится онлайн-консультация эксперта по данной теме. 

3. Онлайн-лекция+онлайн-консультация. Эта форма представляет сочетание двух вышеназванных форм. В нашей компании такие вебинары, как правило, проводят дуэты специалистов: преподаватель Учебного центра и специалист профильного департамента (службы). Сначала преподаватель объясняет технологии (стандарты, регламенты и т.п.) в классическом варианте, всё методически грамотно разложено, до персонала четко и ясно доведены основные положения и процедуры. Но в реальной жизни возникает множество практических нюансов, который может объяснить только профильный специалист. Сотрудники начинают задавать в режиме онлайн животрепещущие практические вопросы и тут включается специалист профильного департамента, который профессионально отвечает на все практические вопросы. Честно говоря, я от таких вебинаров получаю огромное моральное удовлетворение, настолько они продуктивно проходят (в последнем вебинаре я насчитал порядка 60 вопросов от сотрудников магазинов, на которые профильный специалист дал квалифицированные ответы). Как говорится, теория и практика в одном флаконе.

4. Онлайн-практикум. Применяется для обучения навыкам работы со специализированным ПО. Преподаватель, подключив в вебинаре картинку рабочего приложения, показывает и объясняет технологические приемы работы с программой. Обучаемые на своих рабочих местах отрабатывают практические действия и в режиме онлайн получают необходимые консультации от преподавателя. Эту форму вебинаров мы только начали развивать, но планируем значительно ее увеличить.

5. Онлайн-тренинг. Классический тренинг в режиме онлайн. Здесь есть масса нюансов и имеющихся ограничений. У нас основное техническое ограничение следующее: количество участников тренинга пока не может быть больше 3-4 человек, поскольку  необходимо держать видеокартинку всех участников и нужны значительные ресурсы по пропускной способности каналов. Первые онлайн-тренинги проведены, пока успехи очень скромные. При этом планируем эту форму активно развивать. 

Понятно, что вебинары – это не панацея в обучении, но то, что это экономично и эффективно, подтверждено практикой. В настоящее время, когда руководители бизнеса значительно сокращают ресурсы на обучение, вебинары могут стать той самой палочкой-выручалочкой корпоративного обучения в условиях ограниченных бюджетов. Но при этом нужно понимать, что вебинары будут эффективны только тогда, когда будут проводиться не виде разовых мероприятий, а виде непрерывной системы обучения. Приведу пример из нашего опыта: в настоящее время у нас проводится в среднем 2-3 вебинара в день (свыше 50 вебинаров в месяц) по различным направлениям подготовки персонала. 
Павел Безяев в своем комментарии в одной из предыдущих дискуссий совершенно верно заметил, что для выстраивания процессов управления знаниями нужны значительные людские и временные ресурсы. Да это действительно так. Да, при этом существенно возрастает роль администраторов СДО в тщательном планировании и встраивании вебинаров в непрерывный процесс управления знаниями. Да, увеличиваются ресурсы на техническую поддержку. Да, необходимо задействовать не только преподавателей и тренеров Учебного центра, но и как можно больше экспертов – специалистов соответствующих профилей из различных отделов и служб. Да, в организационном плане это достаточно сложно, попробуйте привлечь таких специалистов к процессу обучения, у них найдется масса причин для отказа. Но если у вас есть стремление создать настоящую систему управлениями знаниями, то нужно это делать обязательно. И самое главное, это можно реализовать своими внутренними ресурсами.



Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации