Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Харизма е-текста, или Роскошь электронного общения

В этом блоге несколько раз поднималась тема о харизматичности е-курсов. Нужна они или нет? Способны ли курсы на такое?
Вразумительного ответа получено не было и тема притухла. Недавно в блоге «Заметки про e-Learning она возникла вновь с подачи Валерия Леонтьева.
Причем, в более узком, т.е конкретизированном разрезе: могут ли быть харизматичны тексты электронных курсов.
В возникшей дискуссии высказано немало интересных мнений. Однако, думается, так и не решен главный вопрос, а что такое харизма контента, в частности текста.

Категория харизмы суть отражение феномена неформальной власти (влияния), точнее, одной из ее форм. Поэтому ежели мы хотим, чтобы курс был харизматичным, он должен кем-то управлять, на кого-то влиять желательным образом.
Обычные и электронные учебники, разумеется, также управляют теми, кому адресуются. Правда, происходит это в значительной степени стихийно, словно по умолчанию. Позволю себе предположить, что если при разработке курсов помимо задачи передачи материала в явном виде стояла бы еще и задача управления освоением этого материала (знаний, умений, ценностей и др.), мы бы смогли приблизиться у решению проблемы харизмы в eL.
Остается самая малость: выяснить, чем же могут управлять е-курсы. Познанием, иными психическими процессами, поведением? Предположу, что интегрально и по отношению к одному отдельному обучаемому они управляют общением. А общение, в свою очередь, состоит из коммуникации (обмена данными), перцепции (закономерности восприятия собеседника и ситуации, включая и бессознательные (суггестия, симпатия, страхи, удовольствие и пр.) и интеракции (обмена действиями). /См. здесь/.
Умей мы целесообразно организовать текстовый контент так, чтобы он давал полноценное общение (во всех его трех ипостасях), так, чтобы обучаемый этот процесс общения внутренне (интеллектом и чувствами) принимал, курсы, предполагаю, могут стать харизматичными. Электронный контент должен нести наставническую функцию. Именно в искусстве наставничества как нельзя более наглядно материализуется мечта Экзюпери о «роскоши человеческого общения». (Сравните, кстати, как наставничество отлично у буддийских монахов или индуистов в сравнении с иезуитским или наставничеством в западной культуре в целом.)
Кстати, на близкую, думается, тему развивается еще одна дискуссия «На что способны электронные курсы». К сожалению, и в ней идея управления общением (или познавательной деятельностью, что тоже возможно обсуждать) на нашла пока отражения. Дистанционный курс - это учебник + специально организованное общение.

Возможно, если наряду с трансляцией знаний и способов деятельности авторы и/или сценаристы контента озаботятся еще и задачей управления общением или познавательными процессами, о харизматичности eL станет легче размышлять.


Популярные сообщения из этого блога

Особенности использования новых стандартов электронного обучения xAPI и CMI5

Только без рук, или Как в системе обучения автоматизировать все, что делалось вручную

Новая версия интерфейса администратора системы WebTutor

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Современные HR тренды (по материалам исследований Deloitte и книги “The 2020 Workplace”)