Проблемные вопросы по поводу e-Learning (2)

В продолжение поста
Общим требованием, не подвергаемым сомнению при создании и экспертизе электронных курсов является их интерактивность. А знаем ли мы, что она такое. Способны ли дать себе ответы на ряд вопросов о ее сущности? Например, таких:
  • Где «живет» интерактивность? (= Какова природа интерактивности?)
  • Что является источником интерактивности?
  • Следствием чего является интерактивность?
  • Причиной чего является интерактивность?
  • Частью чего является интерактивность?
  • Общим по отношению к чему является интерактивность? и т.п.
К счастью, даже отсутствие ответов на эти вопросы не мешает нам, практикам, ваять вполне приличные интерактивные курсы.
P.S. ответы на некотрые из этих вопросов мы поищем 02.10.08 на вебинаре.

Комментарии

lern21 написал(а)…
А почему среди вопросов нет главного: зачем нужна интерактивность? Она ведь не самоцель. Потом будет логично и-ленингу попасть в такую среду, где интерактивностью все будет пронизано, но она будет незаметна.
Вы замечаете интерактивность в компьютерной игре? А сегодня на своей кухне заметили интерактивность?
Надо только такие cреды научиться делать и использовать.
Владимир Наумов написал(а)…
Почему-то кажется, что она незачЕм. Она есть и всё тут, как составная часть некого потока, как кислород или азот в составе воздуха. Мы ее можем использовать зачем-то, но от этого ее не убудет и не прибудет.
На кухне я, с Вашей подачи, интерактивности вдруг кучу заметил. Замечательная, кстати среда для изучения интерактивности и ее моделирования. Согласен также, что такие среды нужно учится делать в виртуальном формате, чтобы в них и на них обучаться.
Виталий написал(а)…
Интерактивности "самой по себе" не существует, потому определение дать сложно. Это все равно что дать определение понятию "способность".
Если мы говорим об интерактивности применительно к электронному обучению, то тут вроде как все понятно - это такое взаимодействие пользователя с учебным материалом, при котором сам этот материал реагирует на действия пользователя.
Кнопки навигации, наверное, не в счет, т.к. это просто средство увидеть то, что не помещается на экране, аналогично полосе прокрутки. Занятно, что в одной из заявок на гос. тендер, где требовалось указать типы интерактивностей и их количество, одним из типов были тесты для самопроверки. Вроде как все по делу, но формально такие тесты сильно повышают интерактивность курса:)
Каллиников Павел написал(а)…
Мы в своих курсах используем прием, который называем "интерфейс, интегрированный в контент". Это когда в самом контенте, например, в тексте, размещены контекстно зависимые управляющие элементы.
На мой взгляд, это один из самых удобных видов интерактивности.
lern21 написал(а)…
Для Каллиников Павел:
Я удивился.
Интерактивность контента и может быть только через интерактивный контент, а через не броузер -просмотрщик.
Обратное - это только перелистывание страничек.
lern21 написал(а)…
Для Владимир Наумов:
Конечно, интрактивность это кислород для и-ленинга. Но не факт, что каждая среда разработки контента дает свободу в реализации любого необходимого уровня интерактивности.
Как только вы попадаете в 3D пространство,а к этому все идет, то тут возможности реализации и представления хорошей интерактивности, да еще с вычислениями-моделями, будут очень-очень у вас ограничены. С той же кухней.
Как вам виртуальный 3D практикум по приготовлению борща?
Много у нас умельцев в 3D контенте?
Каллиников Павел написал(а)…
>>Интерактивность контента и может быть только через интерактивный контент

Да, совершенно верно.
Но я имею в виду не "интерактивность" как точечный элемент в контенте. Каким может быть полезное число таких "интерактивностей" в одной теме курса - ну 7-8 максимум, а в среднем 3-5.
Я имею в виду почти что распределенную по контенту интерактивность. Например, от нескольких десятков до нескольких сотен микроиконок в одной теме курса. Каждая микроиконка обеспечивает переход, или действие (простое или сложное), или просто
подсказку.
Микроиконка - это только пример ИИК, можно придумать и другие виды.
Владимир Наумов написал(а)…
Виталию:
мне кажется, интерактивность в ДО это не только когда "материал реагирует на действия пользователя" (какое тут тогда обучение будет, кто кого учит?), а скорее, когда пользователь реагирует на материал
Владимир Наумов написал(а)…
lern21:
Действительно, 3D привносит в тему интерактивности свои особенности и ограничения и вопросы, поэтому, кажется
- рановато LMS хоронить :)
- стоит задуматься о финансовой, а не только кадровой обеспеченности инструментов разработки контента
- что плоские и 3D контенты могут с успехом сосуществовать на рынке одновременно
- наконец, есть задачи специфичные для 3D и их можно решать (и решают) так: 3D фрагмент посмотрели-поюзали, а теперь выполните-ка плоский стандартный тест по поводу увиденного-поюзанного. По мне, это оптимальный вариант сегодня, и примеров его реализации в обучалках становится все больше. В том числе и в обучалках, заточенных под LMS
Владимир Наумов написал(а)…
Павлу Каллиникову:
Я бы поостерёгся говорить, что 3-4/max. 7-8 интерактивностей или интеракций на тему достаточно. Мне известны курсы, где вообще нет пассивных слайдов и даже кнопок навигации на многих из них нет. В этих курсах вся теория усваивается в диалоге с контентом (включая и манипуляции графикой (вплоть до 3D). В них даже справочники и гиперссылки на теорию могут напрочь отсутствовать.
Виталий написал(а)…
Владимир, если так понимать интерактивность, то получается, что любой учебный материал интерактивен, т.к. предполагается, что пользователь на него хоть как-то реагирует:)
Такое понимание мало продуктивно, т.к. не позволяет отделить интерактивный материал от неинтерактивного.
Владимир Наумов написал(а)…
Виталий, совершенно верно! Любой контакт обремененного разумом человека с любым, а не только учебным, объектом/субъектом содержить в себе, среди прочего, интерактивность в более или менее явном виде. Не важно, осознает носитель разума это или нет.
Каллиников Павел написал(а)…
Коллеги, а как вы относитесь к такой форме интерактивности, как контекстная отсылка к внешним сервисам?
Мы попробовали реализовать такой подход вот здесь, например: http://e-college.ru/xbooks/xbookProba030/book/index/index.html
Пока реализовано только в указателях, но планируем и по тексту рассыпать (когда и где уместно).
Владимир Наумов написал(а)…
Хорошо отношусь! В корпоративных курсах некоторых типов без таких ссылок трудно обойтись. Более того, на семинарах рассматриваем с коллегами, как корректнее такие ссылки подавать и как включать внешнюю информацию в "тело" курса, какие учебные интеракции здесь возможны, кроме самого отсылочного клика.

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Стандарты электронного обучения

Современные HR тренды (по материалам исследований Deloitte и книги “The 2020 Workplace”)