Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Тезизы об эмоциях в электронных курсах

1. Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия (а таже блокирует их).

2. Эмоция в обучении требует неопределенности, непредсказуемости, ответственного выбора, игры, соревновательности. Там, где все предопределено, речь идет об инстинктах и рефлексах, о стереотипах, а не об управлении эмоциями.

3. В обучении взрослых эмоции связаны с прежде всего с конкретными ментальными образами курса (объектами медиа) ― изображением, звуком, понятием, интеракцией, а не с реальными жизненными потребностями. Нас Бабой-Ягой не испугать!
Регулярное возникновение нужной эмоции в ответ на конкретные медиа объекты (включая интеракции с контентом) способствуют достижению учебной цели или отторжению от нее.

4. Основной закон эмоций в контексте e-learning.
Высокая вероятность того, что цель курса или его фрагмента будут достигнуты вызывает положительные эмоции
Низкая вероятность достижения цели ведет к негативным эмоциям (тревожность, разочарование, страх и пр.).

В этом контексте уместно коснуться вопроса о пресловутом проходном балле курса. Вероятность его достижения эмоционально устроит обучаемоего, если будет не ниже 50-70%. Менее высокая вероятность успешности работы с курсом вызовет у большинства аудитории эмоциональное отторжение от него. Для того чтобы здесь отличить более или менее успешных обучаемых целеосообразно прибегать к рейтингам успешности прохождения курса группой. Например, закончившими курс успешно будет считаться та часть группы (скажем, 60 или 70% обучаемых), которая показала наивысшие результаты.

5. Условия позитивного эмоционального отношения к курсу.
- «попадание» в адресную аудиторию. Знание целевой аудитории позволяет создать такой курс, вероятность удовлетворения образовательных потребностей которой и, следовательно, управления эмоциями обучаемых, находится в оптимальном диапазоне
- обучение должно быть посильным для пользователей, лишь в этом случае оно будет вызывать у него позитивные эмоции. Чрезмерно сложный или слишком примитивный для конкретной аудитории учебный материал вызовет эмоциональное отторжение от него;
- обратная связь на поведение обучаемого, в том числе и неуспешное, должна предъявляться таким образом, чтобы он понимал, что сделал шаг на пути к достижению цели и решению учебой задачи даже в случае совершения ошибки.
- итоговому контролю должно предшествовать необходимое и достаточное количество тренировочных упражнений и заданий на самопроверку, аналогичных по содержанию и форме контрольным. В противном случае итоговый контроль будет носить для обучаемого чрезмерно стрессовый характер.
Говоря грубо: качественно сделанный курс скорее всего способен вызвать позитивное эмоциональное отношение к себе (при прочих оптимальных условиях, напр., при правильной организации обучения).

6. Переживание негативных эмоций по поводу учебного контента безопасно и целесообразно! Оно призвано научить управлять негативными переживаниями в безопасной форме и, таким образом, минимизировать негативные последствия отрицательных переживания в реальной жизни, подготовить к противостоянию отрицательным явлениям вовне и чувствам внутри человека.
Даже сюжеты детских сказок строятся на конфликте позитива и негатива. И ничего! Не лезем же мы на сцену бить моду Отелло, когда тот ради услады нашей души душит Дездемону.
Прятать голову в песок при обучении взрослых – следствие наивного прочтения модной переводной литературы. На деле суть позитивного отношения ко всему и вся состоит в том, что негативные переживания суть защитная реакция на негатив вне и изутри пределов человеческой кожи. Не такие уж они отрицательные! Умение извлекать из негатива позитивные уроки – основа процесса адаптации. Неумение работать с негативом делает человека безоружным перед лицом зла.

7. Наконец, без отрицательного отношения к положительному (положительное = имеющее место в реальности здесь и сейчас, отрицательное – то, что приходит положительному на смену) невозможны ни креативность и развитие персонала, ни талант-менеджмент, ни творческий менеджмент сам по себе.

Популярные сообщения из этого блога

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации