Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Тезизы об эмоциях в электронных курсах

1. Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия (а таже блокирует их).

2. Эмоция в обучении требует неопределенности, непредсказуемости, ответственного выбора, игры, соревновательности. Там, где все предопределено, речь идет об инстинктах и рефлексах, о стереотипах, а не об управлении эмоциями.

3. В обучении взрослых эмоции связаны с прежде всего с конкретными ментальными образами курса (объектами медиа) ― изображением, звуком, понятием, интеракцией, а не с реальными жизненными потребностями. Нас Бабой-Ягой не испугать!
Регулярное возникновение нужной эмоции в ответ на конкретные медиа объекты (включая интеракции с контентом) способствуют достижению учебной цели или отторжению от нее.

4. Основной закон эмоций в контексте e-learning.
Высокая вероятность того, что цель курса или его фрагмента будут достигнуты вызывает положительные эмоции
Низкая вероятность достижения цели ведет к негативным эмоциям (тревожность, разочарование, страх и пр.).

В этом контексте уместно коснуться вопроса о пресловутом проходном балле курса. Вероятность его достижения эмоционально устроит обучаемоего, если будет не ниже 50-70%. Менее высокая вероятность успешности работы с курсом вызовет у большинства аудитории эмоциональное отторжение от него. Для того чтобы здесь отличить более или менее успешных обучаемых целеосообразно прибегать к рейтингам успешности прохождения курса группой. Например, закончившими курс успешно будет считаться та часть группы (скажем, 60 или 70% обучаемых), которая показала наивысшие результаты.

5. Условия позитивного эмоционального отношения к курсу.
- «попадание» в адресную аудиторию. Знание целевой аудитории позволяет создать такой курс, вероятность удовлетворения образовательных потребностей которой и, следовательно, управления эмоциями обучаемых, находится в оптимальном диапазоне
- обучение должно быть посильным для пользователей, лишь в этом случае оно будет вызывать у него позитивные эмоции. Чрезмерно сложный или слишком примитивный для конкретной аудитории учебный материал вызовет эмоциональное отторжение от него;
- обратная связь на поведение обучаемого, в том числе и неуспешное, должна предъявляться таким образом, чтобы он понимал, что сделал шаг на пути к достижению цели и решению учебой задачи даже в случае совершения ошибки.
- итоговому контролю должно предшествовать необходимое и достаточное количество тренировочных упражнений и заданий на самопроверку, аналогичных по содержанию и форме контрольным. В противном случае итоговый контроль будет носить для обучаемого чрезмерно стрессовый характер.
Говоря грубо: качественно сделанный курс скорее всего способен вызвать позитивное эмоциональное отношение к себе (при прочих оптимальных условиях, напр., при правильной организации обучения).

6. Переживание негативных эмоций по поводу учебного контента безопасно и целесообразно! Оно призвано научить управлять негативными переживаниями в безопасной форме и, таким образом, минимизировать негативные последствия отрицательных переживания в реальной жизни, подготовить к противостоянию отрицательным явлениям вовне и чувствам внутри человека.
Даже сюжеты детских сказок строятся на конфликте позитива и негатива. И ничего! Не лезем же мы на сцену бить моду Отелло, когда тот ради услады нашей души душит Дездемону.
Прятать голову в песок при обучении взрослых – следствие наивного прочтения модной переводной литературы. На деле суть позитивного отношения ко всему и вся состоит в том, что негативные переживания суть защитная реакция на негатив вне и изутри пределов человеческой кожи. Не такие уж они отрицательные! Умение извлекать из негатива позитивные уроки – основа процесса адаптации. Неумение работать с негативом делает человека безоружным перед лицом зла.

7. Наконец, без отрицательного отношения к положительному (положительное = имеющее место в реальности здесь и сейчас, отрицательное – то, что приходит положительному на смену) невозможны ни креативность и развитие персонала, ни талант-менеджмент, ни творческий менеджмент сам по себе.


Популярные сообщения из этого блога

За кофе на АЗС Лукойл. Геймификация обучения на платформе WebTutor

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Как реализовать учебный портал «с нуля» - опыт компании Триколор

Компьютерная игра - пример технического задания

Конструируем HR-портал без программирования