Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Педагогический дизайн: три стратегии в организации курсов

Продолжая разговор о педагогическом дизайне (Ссылка и Ссылка) , об общем и отличном в деятельности дизайнера e-learning и тренера, хотелось бы обсудить три стратегии организации учебной коммуникации то ли в ходе «живого» тренинга или семинара, то ли в ходе ДО:

1. Инструментальная стратегия
Учебный курс используется как источник информации, включенной в контекст практической деятельности.
Здесь:
  • Содержание курса выступает средством достижения той или иной практической цели
  • Тренер или преподаватель задает эту цель, доводит ее до обучаемого
  • Управляемость процесса обучения и контроль его результатов вполне достижимы
  • Тренер/преподаватель/автор единолично господствует над процессом обучения, подчиняя его своим убеждениям, стереотипам и вкусу

Данная стратегия наиболее уместна для вооружения персонала необходимыми знаниями, умениями и навыками. Соответствие учебного содержания практической задаче прозрачно и в принципе контролируемо

Инструментальная стратегия является наиболее традиционной и популярной. Она требует скорее преподавателя, нежели тренера. Относительно легко реализуема в «живом» и электронном видах, начиная от лекций и стандартных э-книг с тестами и заканчивая высокодинамичными «живыми» тренингами и электронными симуляциями

2. Презентационная стратегия

Данная стратегия направлена на внушение обучаемому неких ценностей и идеалов. Она не требует рациональных процедур, а подразумевает принятие учебной информации как некого сокровенного знания, критическое отношение к которому в принципе нежелательно. Например, банку N заблагорассудилось внушить новым сотрудникам, что его бизнес-сила— в них самих, а сотовому оператору L — что к коллегам нужно относится так же профессионально, как и к клиентам

Здесь:

  • Содержание курсов носит некий близкий к сакральному характер, требует принятия знаний на веру зачастую вопреки разуму и жизненному опыту
  • Тренер/преподаватель/автор является проводником знания (медиумом), его задача ― обеспечить открытость обучаемого к бузусловному восприятию неких корпоративных ценностей, норм и идеалов
  • От обучаемого требуется безусловное принятие транслируемого знания, он должен таким знанием проникнуться
  • Контроль промежуточных и конечного результат затруднен (вынужденно принимается на веру), по меньшей мере, во временных границах самого учебного процесса

Компании заинтересованы в реализации такой стратегии обычно в курсах, призванных обеспечить адаптацию новых сотрудников, восприятие требований корпоративной культуры, норм профессиональной этики и этикета. На мой взгляд, именно подобного рода курсы удаются хуже всего главным образом из-за того, что «сакральная» цель подобной стратегии на практике достигается не соответствующими ей средствами, а обычно характерными для инструментальной. В результате у обучаемых возникает отнюдь не лучшее впечатление не только о курсе, но и ироничное отношении к компании в целом.
Именно в презентационной стратегии, куда больше, чем в других, востребована харизматичность транслятора знания. Будь то тренер или э-курс


3. Интерактивная стратегия

Интерактивная стратегия рассчитана не столько на трансляцию знаний, умений и навыков, сколько на ответную реакцию обучаемого на них. В данной стратегии ведущим образовательным процессом становится не преподавание, а учение

Здесь обучаемый демонстрирует особую активность:

  • Задает вопросы
  • Интерпретирует полученную информацию
  • Самостоятельно относит ее к тому или иному классу
  • Соотносит ее с собственными знаниями, опытом и/или деятельностью, изменяя их, расширяя (сужая) их границы

Чтобы обучаться, обучаемый принимает участие в неких коммуникативных действиях (обычно условных, учебных), являющихся для него актом экспериментирования над собой. Результаты подобного экспериментирования, как правило, неожиданны для самого обучаемого. Они то и могут явиться результатами обучения, если на их основе станут

  • приниматься решения
  • предприниматься практические действия

Контролируемыми параметрами при такой стратегии обучения становятся уникальность, новизна, оргинальности и креативность.

Нужна ли такая стратегия массовому отечественному бизнес-образованию или она так и останется «личным делом» отдельных тренеров и педагогических дизайнеров, вот в чем вопрос



Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации