Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Тренер, автор или дизайнер?

Цитата:
Меня часто спрашивают - "кто автор ваших курсов?" явно ожидая услышать имена "великих" тренеров или консультантов. Я на это отвечаю, что очень трудно гарантировать, что действительно прекрасный тренер окажется адекватен как педагогический дизайнер (
источник).

Теоретики образования давно ломают голову над следующей проблемой: как можно зафиксировать и транслировать педагогический и тренинговый и опыт. Увы, проблема берет верх над головами. Общий глас таков: пока это невозможно, причем по мало понятным причинам.

Приходилось ли вам читать издания, презентирующие практику бизнес-тренингов или бизнес обучения?
Перечислим:
1. Учебники по тренингам (мотивации, коммуникации, лидерства и пр.) обычно представляют собой теоретические выкладки, перемежающиеся планом мероприятий, перечнем упражнений и описанием поведения участников. В приложениях скромно ютятся восторженные отзывы участинков и экспертов о произошедшем действе... Хотите подобного в электронном курсе?
2. Учебники мотивации, коммуникации, лидерства и пр., как правило, содержат в начале глав некую благую сентенцию, подтверждаемую набором беллетризированных историй из жизни больших и малых успешных деятелей. Слабо такое да в электронный курс?
3. Лучшие издания про тренинги представляют собой их стенгораммы. Вот их-то можно попытаться трансформировать в интерактивные курсы, а лучше - симуляторы. Пусть тренеры этим бы и занялись. Что-то, однако, мне не приходилось сталкиваться с инициативными продуктами такого рода или с заказами на них. А вам?

Желание увидеть в качестве авторов курсов e-learning если ни гуру, то авторитетного тренера потому мало реализуемо, что в электронном обучении имеет место иная логика, иная харизматичность и иная эмоциональная составляющяя образования. Это во-первых.

Во-вторых, роль наставника, а в идеале должно взять на себя само средство обучения, будь то электронные книга, тренинг, симулятор или игра. Привлекательность электронного курса имеет несколько иные источники и составляющие, нежели харизма тренера или преподавателя. Человек и сам не осознает причин власти личностного обаяния. А вот педдизайнер должен уметь ее не только осознавать, но и отличать от харизмы текста, мультимедиа и развития фабулы учебного процесса.

Таким образом, в-третьих, педдизайнер, в отличие от автора, является носителем особых компетенций. В идеале уровень его коммуникативной, педагогической и психологической квалификации требует создания харизматичного образовательного контента, оторванного от той или иной персоны, прежде всего своей собственной. Способен ли тренер абстрагироваться от своих харизмы и авторитета или объективировать их в контенте средства ДО? Когда он сумеет это сделать, то превратиться в педдизайнера.

Имеют место прецеденты, когда автор и педдизайнер выступают в одном лице. Чехов и Булгаков, к примеру, были и врачами и писателями. Педагогический дизайн столь же близок писательству, как и медицинская практика.

Так что же за зверь такой, этот педагогический дизайнер? Какими компетненциями и личностными качествами он должен обладать? Очевидно одно, он может быть харизматичен или не очень. Харизматиками рождаются. Педдизайнерами становятся, в частности, и харизматики, сбросив свою харизму, как ящерица кожу в период линьки, во имя привлекательности курса. На мой взгляд, это важнейшее профессиональное качество педагогического дизайнера. Поговорить о том, как оно формируется и как ему обучаются возможность еще появится.


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации