Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Компьютерные тренеры эмоций

Нередко отечественный менеджмент обнаруживает, что прямое заимствование заграничных моделей управления и обучение менеджменту на нашей почве оказывается не совсем адекватными. На наш взгляд, отчасти это связано с тем, что бизнес-обучение у нас строится преимущественно на рациональных, когнитивных моделях в ущерб эмоциональным.
В то время как традиция, особенно школьного обучения, в значительной мере рассчитана на эмоциональное воздействие на обучаемых, ориентирована «сеять разумное, доброе, вечное», обучение взрослых на практике почему-то не учитывает эмоциональной компоненты образования.
Обучение посредством личностных и общественных переживаний для нашего человека не менее, а скорее всего более важно, нежели освоение безличностной информации и алгоритмов ее применения.
Выдающийся исследователь эмоций Кэррол Э. Изард присал: «Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации».
В 1995 году Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный интеллект". Смысл его таков: "Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих ради того, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей".
Использованию и развитию эмоционального интеллекта в сфере бизнеса целесообразно обучать. Прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана со взаимодействием с людьми. «Владение» эмоциональным интеллектом (при прочих равных условиях) дает бизнесмену или специалисту, как минимум, следующие преимущества:
1. Умение контролировать собственные эмоции
2. Умение создавать вокруг себя благоприятную психологическую атмосферу, заражать окружающих верой в успех
3. Умение «купировать» негативные переживания и перенаправлять их энергию в конструктивное русло, настраиваться на благоприятный исход дела
4. Умение понимать эмоции окружающих и действовать с учетом их переживаний.

Жизнь показывает, что наибольших высот в ней достигают те, кто способен в критической ситуации взять себя в руки, не поддаваться унынию, раздражению и гневу, создавать себе и вокруг себя обстановку радости, возбуждать интерес к жизни и способность удивляться новому и нетривиальному.
Электронному же обучению чаще всего «достается на орехи» именно из-за его «безэмоциональности». Авторы и педдизайнеры бьются над этой проблемой не первый год. Одно из ее решений видится в использовании в учебных курсах специальных анимированных персонажей - агентов, которые учили бы сотрудников не только бизнесу (см. Ссылка ), но и выражению эмоций и управлению ими. «Эмоциональным» агентам вполне реально «делегировать» следующие функции:
1. управление невербальными средствами выражения эмоций
2. выбор наиболее оптимальных способов эмоционального реагирования применительно к типичным ситуациям бизнеса
3. моделирование собственного эмоционального поведения
4. моделирование эмоционального поведения подчиненных или клиентов

Примеры простейших упражнений, направленных на формирование эмоционального интеллекта обучаемых:
1.
Дано:
Господин Федюткин, затратил много сил и ресурсов на обучение и развитие инженера Сидоренко. Более того, Федюткин намеревался сделать инженера своим заместителем. Неожиданно он обнаруживает на своем столе заявление Сидоренко с просьбой уволить его по собственному желанию.
Вопросы
1. Каким выражением лица Федюткин, вероятнее всего, отреагировал на заявление Сидоренко?
2. С каким выражением лица Федюткину стоит начать беседу с Сидоренко с целью убедить того отозвать свое заявление?



2.
С каким выражением лица вы встретите предложение начальника поработать в выходные?


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации